Единая / общая база ОСАГО / РСА. Что это такое? Как это работает?


Что такое единая база ОСАГО (база РСА). Цели создания.

Говоря доступным языком, общая база ОСАГО - это единая база для всех страховых компаний, в которой содержится информация о скидках и повышающих коэффициентах водителей (застрахованных по ОСАГО). Информация в базу поступает из собственных (локальных) баз всех страховых компаний России. С 01 сентября 2014 года Страховщик обязан передать сведения о заключенном договоре ОСАГО в АИС РСА не позднее чем в течении 1 (одного) рабочего дня с даты заключения этого договора. 

КБМ, Класс страхования. Скидка (привязка скидки).

В данной статье, для простоты подачи материала, мы уйдём от понятий "КБМ"* и связанным с ним понятием "класс страхования"**.

Скидка привязывается к карточке клиента и должно иметь точное совпадение: ФИО, даты рождения и серии, а так же номера прав. Сообщив такие данные агенту, вы можете узнать свой понижающий коэффициент - скидку.


Рассмотрим ближе преимущества и недостатки такой базы.

Преимущества для клиента.

Главным преимуществом для клиента является тот факт, что теперь, перед тем как озвучить клиенту цену, страховой агент должен сделать запрос в электронном виде в единую базу (правильное название - база РСА***). Ранее такой обязанности у агентов не было. Часто, агенты, в погоне за собственной выгодой (кстати говоря достаточно несущественной), рассчитывали клиенту базовый тариф (лишая клиента законной скидки). Такие ситуации наиболее часто можно было наблюдать в вагончиках у пунктов регистрации ГИБДД (ГАИ). Человек покупает машину, ставит на учёт, нужно ехать - тут-то он и покупает ОСАГО по базовому тарифу (а возможно у него была скидка 5%, 10%, 20% или 25%). На сегодняшний день, в связи с введением общей базы, любой агент должен сделать запрос в базу РСА.

Преимущества для страховой компании.

Главным преимуществом для страховой компании является возможность получить реальную информацию об истории убытков по конкретному клиенту. Ранее, клиент, придя в офис страховой компании и узнав о повышении тарифа (повышение тарифа происходит только в результате аварий; размер выплаты не играет значения, только сам факт ДТП),  уходил страховаться в другую страховую компанию. Общей базы не было, и другая страховая компания не знала, что человек участвовал в ДТП. Таким образом, клиент приходил в другую страховую компанию «белым и пушистым». Дополнительных денег за свои проделки не платил. Теперь, куда бы не пришел клиент, везде будет видна его история убыточности. Тариф (т.е. стоимость полиса) будет везде един.


Проблемы при работе с базой.

Основной проблемой, как для клиента, так и для агента является отсутствие скидки в базе. 

Такая ситуация возможна по нескольким причинам:


Причина №1 - Отсутствие информации о скидке в базе.

Наиболее часто встречающийся вариант проблемы. Такая ситуация возникает когда, страховая компания не предоставляет информацию в единую базу (причин может быть масса: от банальной потери копии вашего полиса до намеренного не предоставления информация – борьба за клиента).  Решение данной проблемы возможно следующим образом: 


Если компания еще работает.

Обратитесь в свою страховую компанию и, скорее всего, ваша скидка найдётся. В такой ситуации, на наш взгляд, необходимо потребовать внесение вашей скидки в базу и проверить, что скидка внесена! Ваша компания в перспективе может закрыться (необходимо помнить, что такой вариант развития событий возможен). В конечном счёте, мы все считаем не саму скидку, а её денежное выражение. Если речь идёт о 5%-10% скидке, то, в среднем, мы говорим о сумму 200р.-500р. Если у Вас скидка от 30% до 50% (сегодняшний максимум), то тут речь может пойти о суммах от 2000р. до 5000р.


Если компания прекратила существование.

Возможности восстановить скидку практически нет.


Причина №2 - Ошибка при оформлении полиса.

Возможна ситуация, когда при оформлении полиса была допущена ошибка (агентом или сотрудником офиса). Ошибка может быть в написании ФИО, даты рождения или ваших правах. Здесь хотелось бы сделать отступление и сказать, что в подобной ситуации виноваты обе стороны. Да, агент мог ошибиться, но и клиент должен проверить то, что он подписывает. Итак, при обнаружении такой ошибки, Вам необходимо обратиться в офис страховой компании, где был оформлен полис, и попросить выслать в РСА уточняющее письмо - исправить данные. Такая процедура может занять от нескольких часов до нескольких дней, а иногда до нескольких недель (здесь всё зависит от уровня компании и уровня персонала, в т.ч.вашей вежливости). После внесения изменений вы можете оформить новый страховой полис со скидкой.


Причина №3 (наименее существенная) - Временная недоступность базы.

Обычно нужно просто подождать некоторое время в офисе компании и оформить договор.


Ссылки по теме:
Дополнительная информация по данной теме на сайте РСА.
Cайт РСА


* КБМ ( Коэффициент Бонус-Малус) - термин, обозначающий поправочный коэффициент (понижающий или повышающий), который применяется к цене полиса (делает её ниже или выше).

** Класс страхования - присвоенный клиенту класс страхования (определяет общую сумму скидки в %).

*** РСА - Российский Союз Автостраховщиков. Информация о данной организации находится на оборотной стороне каждого полиса ОСАГО. Сайт: www.autoins.ru; телефон +7(495) 641-27-85 - для жителей г. Москвы и Московской области, 8(800) 200-22-75 - для жителей других регионов РФ.